Главная Есть Мнение Онлайн-курсы или высшее образование? Выбор программиста

Онлайн-курсы или высшее образование? Выбор программиста

Сегодня мне бы хотелось порассуждать на тему того, что лучше: получить IT-специальность в вузе или покупать платные онлайн-курсы с надеждой на получение сертификата, который даст право на высокооплачиваемую работу в хорошей фирме.

Хотя стоит отметить, если речь идёт о профессиональной переподготовке, то более предпочтительным вариантом являются курсы онлайн. Подразумевается, что специалист уже занимает некую должность, и ему попросту требуется подтвердить свою квалификацию.

Тема большая и весьма разносторонняя. Пожалуй, начнём с краткого обзора плюсов и минусов каждого из способов получения образования.

Традиционное образование

Предполагает поступление абитуриента в среднеспециальное или высшее учебное заведение с целью получения знаний и диплома, подтверждающего его квалификацию в выбранной специальности. Студент может учиться очно, заочно или дистационно, в зависимости от тех форм подачи знаний, которые выбрал тот или иной университет для модели обучения.

Как заработать незрячему пользователю в интернете

Плюсы высшего образования:

1. Знания даются фундаментально.
После окончания обучения молодой специалист, вне зависимости от выбранной сферы программирования, будет иметь понятие о таких вещах, как принципы ООП, синтаксический, статический и лексический анализ кода, хеш-функции, ведение проектов, жизненный цикл программы, модели разработки программ (каскадная, спиральная и т. д.), а дальше идёт специфика того направления, которого выбрал студент. Веб-программирование? Значит, будут изучаться основы html, xml, php и java script. Базы данных? СУБД, sql, vba, нормальные формы и виды баз данных. Там, где я училась, всё это было, хотя основной упор на моём факультете делался на машинное обучение, нейронные сети и дата-майнинг. В общем, университет даёт не только основную базу, но и знакомит с различными направлениями предметной области. Это очень помогает при выборе определённой специальности.

2. Научная деятельность.
Посещение конференций, а также активное участие в научных событиях и конкурсах не только позволяет расширить круг полезных знакомств, но и получить заранее место в хорошей компании. Если у студента высокий показатель эффективности, развитые способности в выбранной сфере и актуальные знания, на него могут обратить внимание ведущие ИТ-компании и заранее предложить ему стажировку или вакансию. Один мой знакомый так и заканчивал университет — он уже со второго курса знал, что его возьмут в определённую фирму, что и случилось после того, как он окончил университет.

3. Получение сопутствующих выплат.
Если студент поступал на бюджет, то он может за счёт хорошей успеваемости получать академическую стипендию. К тому же, во многих вузах есть надбавки за то, что студент может активно участвовать в культурных, спортивных или научных мероприятиях, быть донором крови или человеком с ограниченными возможностями. Существуют специальные программы по выплате денежных средств для малоимущих, людей с ОВЗ (дополнительные выплаты, не только стипендия) и т. д. Про это можно узнавать у бухгалтерии отдельного взятого образовательного учреждения.

Ну и не стоит забывать, что вуз — это не только учёба, но и общение лицом к лицу с такими же заинтересованными людьми. Ведь близкое знакомство с ними в будущем может вылиться в хорошую совместную работу или даже бизнес.

Минусы:

1. Только базовые знания.
Всеохватность предметной области имеет в вузах исключительно ознакомительный характер. Если обучение заточено на веб-программировании, то студент получит максимум знаний по нему, но вряд ли будет изучать самые актуальные инструменты, сопутствующие данному направлению.

2. Устаревшее ПО и оборудование.
Зачастую в учебных заведениях по лицензии стоят старые версии необходимых программ или устаревшие ПК. Дело вуза — дать основные принципы, а не детально разобрать все аспекты передаваемых знаний.

3. Устаревшая система образования
До сих пор порой встречается консервативная модель передачи знаний, когда важнее отчётность по курсовым работам и производственным практикам, чем содержание таких работ. Студент работает на зачётку, набирает баллы для допуска к экзаменам и, в целом, учится внутри уже выстроенной системы, где важнее прохождение плана занятий по графику, чем реальный КПД каждого семинара или лекции. Только хороший преподаватель с современным подходом может исправить эту неблагополучную ситуацию, но, бывает, что и самого доцента всё устраивает в его методике обучения, и он не прикладывает дополнительных усилий при подаче материала своей аудитории.

Онлайн-обучение и самообразование

Более удобный и распространённый способ получения навыков программирования. Здесь уже нет привязки к определённой предметной области или учебному заведению — учись, как хочешь! Однако, тут есть и свои отрицательные стороны. Но начнём пока что с плюсов.

Онлайн-курсы или высшее образование? Выбор программиста

Плюсы:

1. Ничего лишнего!
Будущий специалист мониторит Интернет на предмет актуальных и хорошооплачиваемых вакансий по программированию, после чего начинает своё обучение. Для быстрого заработка достаточно знать специфику именно того направления, которое он для себя выбрал, а остальная базовая теория подтягивается по мере роста профессиональных навыков такого программиста. Плюс этого выбора очевиден: человек сразу знает, что именно ему нужно и не отвлекается на посторонние дисциплины, как в тех же вузах.

2. Изучение актуальных инструментов.
Тому, кто учится дома, ничего не мешает поставить на свой ПК самое новое ПО и создать гибкое рабочее окружение, подходящее для его текущих задач. Последний пункт особенно важен, чтобы оставаться на плаву, не отставать от новых тенденций и держать свою конкурентоспособность на высоком уровне. Стремление изучить что-то новое именно в своей профессиональной области очень помогает не терять полученных навыков.

3. Заинтересованность разработчиков онлайн-курса.
Да, попадаются разные онлайн-курсы, платные или бесплатные, но чаще всего их разработчики более охотно соглашаются провести консультацию, чем преподаватели учебных заведений. Их мотивация проста: если будущий программист действительно заинтересован в учебном материале, предлагаемом ими, то, возможно, за отдельную плату он приобретёт дополнительные уроки или получит более подробную информацию.

А теперь о минусах:

1. Знания, аттестация, работа
Всё это довольно зыбко. Не факт, что были получены те знания, которые вскоре окупять стоимость онлайн-курса. Не факт, что сертификат, полученный при окончании обучения, будет что-то значить в глазах будущего работодателя. И вовсе не факт, что вообще получится после самообразования устроиться в хорошую компанию на оклад. Скорее всего, выбор программиста, который учился всему сам, — это фриланс.

2. Личный фактор.
Отсутствие личной мотивации, умения организовывать свой график, да и вообще — пассивное отношение к учёбе очень плохо сказывается на тех, кто выбрал дорогу самообразования. Этот путь не для всех. Программирование требует к себе пристального внимания и постоянного переобучения, чего сложно достичь, когда кажется, что это вроде бы и не нужно. По своему опыту могу сказать,, что обучение в вузе среди других ребят поддерживало здоровый дух конкуренции, всегда были интересные дискуссии, изучались новые инструменты, обсуждались интересные темы. Всем зачастую удавалось замотивироваться, хотя многие работали на диплом, а не на знания.

3. Вопрос конкурентоспособности.
Очень сложный аспект, поскольку всё довольно индивидуально. неизвестно, кого предпочтёт потенциальный работодатель: студента с красным вузовским дипломом или фрилансера с сертификатом и хорошим рейтингом на биржах. Там ведь тоже часто ищут специалистов на постоянную работу.

Конечно, знания, получаемые в университете, не в пример основательнее тех, которые были получены путём самообразования, но и нацелены вузы порой не на быстрый заработок своих студентов, а на качество такого заработка в будущем. К тому же, они активно продвигают научную деятельность, что даёт студенту возможность пойти по пути, к примеру, изучения искуственного интеллекта для разработки новых концепций. У него, естественно, есть вариант более практичный: разрабатывать ядра ИИ на уже существующих алгоритмах, что позволит ему хорошо заработать, но инновационные идеи всегда стоили дороже обычного ручного труда. Да, в программировании мы имеем дело совершенно с другими материями, более абстрактными и автоматизированными, но кодер, который по установленному ТЗ набивает код в исходник оплачивается намного дешевле, чем программист, способный сам спроектировать, прототипировать и протестировать свой программный продукт.

Вместо послесловия

Коротко говоря, у каждого из двух видов получения знаний есть свои плюсы и минусы. Самое главное — понять, на что нацелены именно Вы. Следует подумать над тем, какой способ обучения более комфортный, какие перспективы он даёт в ближайшем и далёком будущем. Не стоит обманываться яркими слоганами наподобие «Всего за 5 уроков ты обгонишь по уровню всех специалистов на python!», но и не стоит питать особых надежд на образование в университетах. За 4 года обучения в мире технологий многое может поменяться, и полученные знания мгновенно устареют. Но фундаментальные дисциплины всегда будут держать студента на плаву, если он их старательно изучал.

В общем, выбирайте сами, оценивая собственные возможности на этом поприще. Только Вы знаете, что нужно именно Вам.

  поделитесь с друзьями:
Подписаться на почтовую рассылку

Оставить комментарий

Авторизоваться через: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить", я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности

Сообщите об ошибке, мы исправим:

Отправить